Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области
Флаг НСО

Наказов меньше, а затрат больше

15.11.2018

Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области обсудили с министрами регионального правительства проект плана реализации наказов избирателей на 2019 год на заседании комиссии по наказам.

Сегодня, 15 ноября, состоялось заседание комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по наказам избирателей. В обсуждение приняли участие не только депутаты, но многие министры областного правительства. Встреча прошла в бурных дебатах, ведь за каждым из наказов стоят нужды и чаяния жителей области.

С докладом о количестве и объемах финансирования реализации наказов избирателей в 2019 году выступила заместитель председателя правительства Новосибирской области - министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова. По ее данным, всего на исполнение 373 наказов предусмотрено 6,036 миллиарда рублей, из них 4,645 миллиарда - это средства областного бюджета, 1,177 миллиарда - средства из федерального бюджета, 174,2 миллиона - вложения местных бюджетов и 40 миллионов - внебюджетные источники. Большая часть наказов - 280 единиц - с общим финансированием 5,071 миллиарда рублей касается округов территорий области, а 93 наказа - с общим финансированием 964,6 миллиона - округов на территории города Новосибирска.

Как подчеркнула Ольга Молчанова, проект плана наказов на 2019 год при меньшем количестве включенных наказов - 373 против 497 годом ранее - предусматривает значительно больший объем их финансирования (плюс к данным прошлого года 497,4 миллиона рублей). Таким образом, сделала вывод министр, на 2019 год запланированы к реализации капиталоемкие наказы. По информации Ольги Молчановой, увеличится количество реализуемых наказов избирателей по благоустройству в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Кроме того, в рамках работы по развитию сети учреждений здравоохранения в предстоящем году возрастет количество наказов, связанных со строительством в области фельдшерско-акушерских пунктов.

Если пройтись по сферам наказов будущего года, то это образование - 24,4% (91 наказ), дорожная инфраструктура - 23,8% (89 наказов), ЖКХ - 22,8%; (85 наказов), здравоохранение - 7% (26 наказов), физкультура и спорт - 5,1% (19 наказов), культура - 1,9% (7 наказов), газификация и социальное развитие - по 1,1 (по 4 наказа). Наибольшее финансирование будет планируется сфере образования - 3,381 миллиарда рублей. «Приоритет при выборе наказов будет отдаваться тем наказам, которые вошли в план социально-экономического развития области на ближайшие пять лет, - объяснил председатель комиссии Дмитрий Козловский. - Если наказ совпадает с планом, вероятность того, что его быстрее выполнят, очень большая. На все 373 наказа будущего года уже предусмотрено финансирование».

При обсуждении наказов депутаты называли массу примеров, когда наказы без ведома депутатов исключались из плана исполнения или переносились, причем, не только из года в год, но даже из одного депутатского созыва в другой. Депутат Оксана Марченко передала вопрос своего коллеги Евгения Гутова о строительстве административно-хозяйственного здания, ремонте раздевалок спортшколы МКУ «Физкультура и спорт» в Барабинске. После выездного заседания в Барабинске комитет по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике рекомендовал включить объект в госпрограмму «Развитие физической культуры и спорта НСО». Объект был включен в программу наказов, решением совещания с участием первого заместителя председателя правительства Новосибирской области Владимира Знаткова в мае 2018 года был включен в лист ожидания на 2019 год. Однако сейчас выяснилось, что финансирования нет. По словам министра физической культуры и спорта Новосибирской области Сергея Ахапова, ремонт раздевалок тянется с 2016 года, цена вопроса - 24 миллиона рублей. И хотя этот наказ включен в число приоритетных, его финансирование до сих пор не предусмотрено. «Там же, в Барабинске есть наказ по строительству ледового дворца, - напомнил Сергей Ахапов. - Стоимость объекта - около 300 миллионов рублей. Без федерального финансирования исполнить не сможем».

Тот же вопрос волнует и Сергея Титкова. «Кто имеет право снять с исполнения наказ без подписи депутата? - обратился к министрам парламентарий. - Я так понимаю, не может исполняющий обязанности министра мне написать, что ваш наказ вообще снят с реализации». Законодатель попросил министра экономического развития региона взять ситуацию под контроль. Как ответила Ольга Молчанова, при принятии программы наказов говорилось, что она будет уточняться ежегодно. Органы власти должны приглашать депутатов и обсуждать вместе с ними, если какой-то наказ они планируется передвинуть на другой срок. И хотя все представители исполнительной власти с этим положением ознакомлены, абсолютно исполняет это требование только региональный Минтранс, подчеркнула Ольга Молчанова.

Депутат Олег Сметанин критически оценил эффективность закона: «А уж если закон есть, и наказы приняты - выполните. Зачем людей обманывать? Люди верят в это. А нам сейчас расскажут, почему это не так и другое не так. И вообще, это полномочия муниципалитета. Я только и слышу - миллиарды тратятся, а где эти миллиарды?.. У меня на округе их нет. Закон должен исполняться, либо он не нужен». Отвечая на этот и многие другие подобные вопросы, Ольга Молчанова уточнила, что 60 процентов областного бюджета уходит на зарплаты бюджетников, а российское законодательство, в частности, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что более 70 процентов наказов касаются сферы ответственности органов местного самоуправления.

Как не раз подчеркивалось на заседании комиссии, зачастую с проблемой недостатка финансирования сталкиваются депутаты Заксобрания региона, которые представляют округа города Новосибирска. С предложением выступил первый заместитель спикера Законодательного собрания Андрей Панферов. «Понимаю, есть разделение полномочий. И то, что денег нет, тоже факт, - отметил законодатель. - Поэтому предлагаю: до конца года на базе комиссии провести совещание вместе с муниципалитетом. Позвать, прежде всего, главу города, собрать его финансистов и спросить: до какой поры будут так относиться к наказам областных депутатов? Думаю, все фракции, которые заинтересованы в этом, будут присутствовать. Ведь, в конце концов, исполнение наказов должно волновать не только избирателей, но и муниципалитет».

Первый заместитель спикера Заксобрания высоко оценил сотрудничество с органами исполнительной власти и, в частности с областным правительством при исполнении наказов. В свою очередь, председатель комиссии Дмитрий Козловский призвал парламентариев активнее сотрудничать с министерствами областного правительства, доказывая важность исполнения наказов своих избирателей. Однако, по мнению некоторых депутатов, в закон требуется внести изменения: если закон о наказах есть, он должен исполняться беспрекословно и автоматически - без участия депутатов. Александр Шпикельман предложил ввести для представителей исполнительной власти ответственность за неисполнение принятых от избирателей наказов. «У меня есть предложение - ввести ответственность как уголовный закон, - предложил парламентарий. - А если денег в бюджете нет, то наказ переносить, но следить, чтобы он не исчез бесследно».

Ситуацию подытожил председатель комиссии Дмитрий Козловский. «Очень важно отметить, что мы в 2015 году, когда принимали все эти наказы, взяли на себя обязательства на общую сумму 150 миллиардов рублей, - объяснил глава комиссии. - И мы изначально говорили, что все их выполнить не сможем. Мы так и идем - порядка 6-7 миллиардов рублей на исполнение наказов в год. Поэтому объективно какие-то наказы не будут выполнены. А какие из них важные или неважные, мы как раз на комиссии обсуждаем, показываем правительству. Окончательно план реализации наказов будет утверждаться в марте 2019 года, когда мы будем принимать дополнительные поправки в бюджет». 

По данным сайта http://zsnso.ru/news/11660/

К новостям
2018 © Фёдор Николаев, Елена Тырина. Все права защищены