Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области
Флаг НСО

«Незавершенка» в 111 миллиардов

23.10.2019

Комитет Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике заслушал отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки эффективности использования средств областного бюджета, направленных на финансирование объектов капитального строительства, не завершенных на 1 января 2019 года.

Как сообщил аудитор КСП Валерий Алёхин, на 1 января 2019 года в области не завершено строительство 671 объекта государственной и муниципальной собственности. Общая сметная стоимость объектов составила 111,2 миллиарда рублей, кассовые расходы - 23,7 миллиарда. Объем средств, необходимый для завершения начатого строительства - 87,5 миллиарда. Большая доля объектов «незавершенки» приходится на сферу ЖКХ - 62,9 %, объекты жилищного строительства - 13,7 %, транспортной инфраструктуры - 13 %, здравоохранения - 8,9 %.

Количество объектов, находящихся в собственности муниципальных образований Новосибирской области, строительство по которым было начато, но не завершено в 2018-ом - 523 единиц (в Новосибирске - 162, в Новосибирском районе - 40, в Татарском районе - 30).

В отчете КСП сказано: в число объектов незавершенного строительства попали 30 объектов, строительные работы по которым приостановлены более чем на шесть месяцев, однако их консервация не была обеспечена заказчиком, что способствовало разрушению и расхищению конструкций, снижению прочности объектов под воздействием климата. Это потребует корректировки проектно-сметной документации, приведет к допрасходам, отметили аудиторы.

Из причин большого объема незавершенного строительства аудиторы, в частности, назвали: неисполнение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок подготовки и начала бюджетных инвестиций в объект строительства; ведение строительства или реконструкции без необходимой исходно-разрешительной документации; осуществление капитальных вложений в новые объекты в то время, как аналогичные объекты не достроены; отсутствие координации работы между органами исполнительной власти региона и органами местного самоуправления.

У депутатов нашлось немало вопросов и к самой КСП, и тем, кого проверяли аудиторы. Например, зампредседателя комитета Сергей Титков напомнил о недавних трагедиях в Иркутской области, Хабаровском и Красноярском краях, когда размыв гидротехнических сооружений привел к глобальным наводнениям. «Аналогичная ситуация со многими подобными объектами в Новосибирской области: это берегозащита Новосибирского водохранилища, Пашинский лог, восстановление водозащитных дамб на реке Обь, город Куйбышев, строительство системы водоснабжения села Каменка, береговые работы на реке Каргат в селе Набережное и ряд других объектов. Нам кто-то должен ответить: кто должен построить, передать и эксплуатировать эти дамбы? Поверьте, я прекрасно знаю, как в Куйбышеве и в Каргатском районе строятся и содержатся дамбы». Валерий Алёхин ответил, что по всем гидротехническим объектам заказчиком выступало Управление капитального строительства Новосибирской области. Однако, объекты никому не переданы, балансодержатель не определен. А значит, не понятно, кто будет отвечать в случае возможной трагедии.

Сергей Титков обратил внимание еще на одну проблему, выявленную аудиторами: сметная стоимость не соответствует фактическим кассовым расходам при строительстве многих объектов. Законодатель привел пример строительства Центральной районной больницы в Барабинске. Победившая в аукционе строительная организация снизила стоимость строительства на 24 процента. «Как можно так построить? А все очень просто: потом появились непредвиденные расходы, которые потом начали возмещать из бюджета Новосибирской области, - объяснил депутат. - Возникает вопрос: зачем тогда мы проводим аукционы, определяем победителя?»

КСП выступила с предложениями к правительству региона, в частности: разработать и утвердить положение по учету объектов незавершенного строительства; определить орган, уполномоченный на учет таких объектов, координацию деятельности органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления; подвести итоги инвентаризации объектов, обеспечить проведение мероприятий по поэтапному сокращению незавершенного строительства. 

Итог обсуждения подвел председатель комитета Фёдор Николаев. По его словам, депутаты сигнализировали региональному правительству, что гидротехническими сооружениями из числа объектов незавершенного строительства стоит заняться «в первую очередь». Глава комитета отметил, что часть объектов, включая те, что начали строить еще в 1984 году, а есть в области и такие, стоит списать, достроить их невозможно. «Они не законсервированы, не подходят по своим эксплуатационным характеристикам. Деньги потрачены немалые, но объекты не несут ни доходную составляющую для региона в виде налогов, ни социальную» - подчеркнул Фёдор Николаев. - А чтобы списать, нужно иметь порядок списания объектов незавершенного строительства, которого в Новосибирской области сегодня нет. По информации, которую правительство области дало Контрольно-счетной палате, до 29 ноября такой документ должен быть принят». 
Среди предложений комитета - создать «единое окно» в лице Департамента земельных и имущественных отношений Новосибирской области, который бы «аккумулировал» все объекты незавершенного строительства и решал их судьбу. Депутаты поддержали мнение КСП: решения по объектам капстроительства должны быть системными и приниматься на основе программных документов, не зависеть от единоличных решений. 

К новостям
2020 © Фёдор Николаев, Елена Тырина. Все права защищены