Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области
Флаг НСО

Усилить ответственность инвесторов

15.02.2023

В механизме реализации масштабных инвестиционных проектов, для реализации которых земельные участки предоставляются  в аренду без проведения торгов, требуется законодательная корректировка, уверены депутаты комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.

Сегодня, 15 февраля, на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности депутаты заслушали заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам анализа результативности реализации масштабных инвестиционных проектов, проектов по созданию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, для реализации которых земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов.

По Земельному кодексу РФ земельные участки предоставляются через систему торгов за исключением ряда случаев. В числе таковых – предоставление участков для размещения объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения, а также для реализации масштабных инвестиционных проектов.

Как сообщила аудитор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Елена Саблина, с 2016 по 2022 год в Новосибирской области принято решение о предоставлении без торгов 86 земельных участков площадью 565,3 га и кадастровой стоимостью 8 млрд 963 млн руб.  Земельные участки предоставлены 49 инвесторам для реализации 78 инвестиционных проектов. Общая сумма заявленных инвестиций составила 118,9 млрд руб.

Большая часть земельных участков предоставлялась именно для реализации объектов в сфере промышленности, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, без строительства жилья. На объекты, которые реализуются на территории Новосибирска, Бердска, Новосибирского, Бердского, Искитимского, Колыванского, Коченевского и Тогучинского районов были выделены   земельные участки общей площадью 433 га, кадастровой стоимостью 2 млрд 588 млн рублей.  Уплачена арендная плата 11 млн руб., вложены инвестиции в размере 5 млрд 629 млн рублей. Среди положительных примеров назывались такие, как центр молекулярной визуализации, центр фехтования в Новосибирске, многофункциональный  спортивный центр в рабочем поселке Краснообск. Немало и отрицательных примеров. По информации аудитора, в ТОСЭР «Линево» прекращены семь из девяти проектов. В том числе по причинам, связанным с недостаточно развитой инфраструктурой и ограниченным объемом оборотных средств организации.

С целью поддержки граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, на территории Новосибирска семнадцати инвесторам выделены без проведения торгов земельные участки площадью 83 га кадастровой стоимостью 4,879 млрд руб. В бюджет Новосибирска перечислено арендных платежей на сумму 130 млн. руб. На 1 июля 2022 года площадь построенных объектов составила 553 тыс. кв. метров. В собственность 177 граждан, пострадавших от действий застройщиков, переданы жилые помещения площадью 17 357,5 кв. метров. С целью расселения аварийного и ветхого жилья реализуются 9 проектов на земельных участках площадью 26,3 га. Инвесторами планируется построить 272,5 тыс. кв. метров жилых помещений, передать мэрии 16,3 тыс. кв. метров. Завершены два проекта. Расселено 118 человек.

«Одна из причин затягивания сроков реализации проектов – длительные сроки принятия решений о предоставлении земельных участков без торгов на различных этапах, – озвучила Елена Саблина позицию КСП. –  Среднее время получения земельного участка без торгов в области  – 110 рабочих дней, тогда как у регионов-лидеров – 20 дней». Среди рекомендаций КСП при выделении земельных участков проводить оценку экономического эффекта от реализации проектов, также установить нормативный порядок продления сроков реализации инвестпроектов и досрочного прекращения сроков аренды.

На оценку экономической эффективности реализации проектов, в первую очередь, обратили внимание и депутаты комитета.

«Можно ли оценить масштабные инвестиционные проекты – не имею в виду строительство жилья – с точки зрения бюджетной отдачи, создания рабочих мест? В федеральных механизмах именно эти результаты берутся за основу», - задала вопрос вице-спикер Ирина Диденко.

На данный момент, признала аудитор, не все показатели прозрачны: «Не понятно, как по ним отчитываться и как осуществляется контроль».

Свои примеры привел заместитель председателя комитета Сергей Кальченко: «Читаю: вложение инвестиций – 15% от заявленного объема, налоговые отчисления, количество рабочих мест – также меньше заявленного уровня. При невыполнении соглашений предъявляются штрафные санкции к инвесторам?»

Оказывается, нет. Штрафные санкции к инвесторам не предусмотрены, как не предусмотрено и заключение с ними соглашений. «В соответствии с Постановлением о порядке контроля за реализацией масштабных инвестиционных проектов, инвесторы раз в полугодие отчитываются, предоставляют все необходимые отчетные данные, – сообщил  начальник управления по инвестиционной деятельности Министерства экономического развития Павел Волокитин. – По областному закону критерии предоставления земельных участков в основном финансовые – объем инвестиций в основной капитал. Создание рабочих мест – такого критерия нет». По словам представителя Минэкономразвития, в плане первого полугодия корректировка двух действующих постановлений по контролю реализации масштабных инвестпроектов.

Важность социальных критериев при выделении земельных участков отметила Ирина Диденко: «При дефиците свободных площадей в Новосибирске земельные участки нужно выделять с учетом численности проживающих и нагрузки на социальную инфраструктуру. Мы видели, как выходили на митинги люди на Большевистской: школы нет, и строить негде. Тем не менее, земельный участок передается под строительство жилья. В законе необходимо предусмотреть этот момент – какие участки ограничить для передачи. Имея в виду, что они могут быть реализованы только после объективной оценки всех составляющих».

Приняв информацию Контрольно-счетной палаты к сведению, комитет рекомендовал Правительству региона принять меры к повышению эффективности действующего механизма привлечения инвестиций за счет реализации масштабных инвестиционных проектов, для реализации которых земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов.

По информации председателя комитета Федора Николаева, в рабочую группу, которая займется выработкой подходов для более эффективного использования механизма предоставления земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов, войдут члены различных комитетов Законодательного Собрания.

«Одна из рекомендаций – более детально рассматривать каждый из проектов при выделении земельных участков, – акцентировал председатель комитета. – По другим инвестиционным проектам у нас действуют соглашения, позволяющие получать льготы по налогу на имущество, по налогу на прибыль. Если выйти за рамки этих соглашений, то право на преференции приостанавливается. А по данному направлению у нас, оказывается, нет соглашений, как мы сегодня узнали. По большому счету, это декларация: дайте мне земельный участок, я сделаю вот это в такие сроки. Думаю, что этот пробел нужно ликвидировать. Изменения, касающиеся ответственности инвестора, нужно вносить на законодательном уровне. Необходимо усиливать контроль со стороны Правительства Новосибирской области, и мы будем на этом настаивать», – подвел итог Фёдор Николаев.

К новостям
2023 © Фёдор Николаев, Елена Тырина. Все права защищены